Вторник, 04.02.2025, 01:54
Приветствую Вас Гость | RSS

МКОУ АМО "Большеутинская СОШ"

Меню сайта
Наш опрос
Удовлетворены ли Вы материально – техническим обеспечением образовательной организации?
Всего ответов: 13
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Рабочие программы

Родная литература
[ Скачать с сервера (30.2 Kb) ] 12.11.2018, 17:03

             

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Ачитского городского округа

«Большеутинская средняя общеобразовательная школа»

 

Приложение к образовательной программе

                                                МКОУ АГО «Большеутинская СОШ»

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Родная литература (русская)

10-11 класс

Учитель: Токарева Наталья Ивановна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с. Большой Ут, 2018г

                         

Пояснительная записка

  •   программа по родной литературе среднего полного (общего) образования для 10 класса составлена на основе примерной программы основного общего образования по литературе для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения, авторской программы под редакцией С. А. Зинина и Чалмаева; Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования,  утвержденного  приказом от 17.05 2012 № 413.
  • учебная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта на базовом уровне; дает распределение учебных часов по разделам курса и определяет последовательность изучения разделов литературы с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор сочинений.
  • Курс рассчитан на 8,5 часа в год, 0,25 учебных часа в неделю.

Цель учебного предмета «Родная литература»: формирование культуры читательского восприятия и достижение читательской самостоятельности обучающихся, основанных на навыках анализа и интерпретации литературных текстов.

Стратегическая цель предмета в 10–11-х классах – завершение формирования соответствующего возрастному и образовательному уровню обучающихся отношения к чтению художественной литературы как к деятельности, имеющей личностную и социальную ценность, как к средству самопознания и саморазвития.

Задачи учебного предмета «Родная литература»:

  •   опыт медленного чтения[1] произведений русской, родной (региональной) и мировой литературы;
  •   необходимым понятийным и терминологическим аппаратом, позволяющим обобщать и осмыслять читательский опыт в устной и письменной форме;
  •   навыком анализа текста художественного произведения (умение выделять основные темы произведения, его проблематику, определять жанровые и родовые, сюжетные и композиционные решения автора, место, время и способ изображения действия, стилистическое и речевое своеобразие текста, прямой и переносные планы текста, умение «видеть» подтексты);
  • умения анализировать в устной и письменной форме самостоятельно прочитанные произведения, их отдельные фрагменты, аспекты;
  •   умения самостоятельно создавать тексты различных жанров (ответы на вопросы, рецензии, аннотации и др.);
  •   умением определять стратегию своего чтения;   умением делать читательский выбор;          
  • Требования к уровню подготовки учащихся
  • результате изучения учебного предмета «Родная литература» на уровне среднего общего образования:
  • на базовом уровне научится:
  • знание произведений русской, родной и мировой литературы, приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы;
  • устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а именно:
  • обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нем смыслы и подтексты);
  • использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа;
  • давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять две (или более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира произведения;
  • анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и связей элементов художественного мира произведения: места и времени действия, способы изображения действия и его развития, способы введения персонажей и средства раскрытия и/или развития их характеров;
  • определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении (включая переносные и коннотативные значения), оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости;
  • анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определенных частей текста способствует формированию его общей структуры и обусловливает эстетическое воздействие на читателя (например, выбор определенного зачина и концовки произведения, выбор между счастливой или трагической развязкой, открытым или закрытым финалом);
  • анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нем подразумевается (например, ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т.п.);
  • следующую продуктивную деятельность:
  • давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения, понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду);
  • выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои собственные обоснованные интерпретации литературных произведений.
  • на базовом уровне получит возможность научиться:
  • историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических документов и т. п.);
  • художественное произведение в сочетании воплощения в нем объективных законов литературного развития и субъективных черт авторской индивидуальности;
  • художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.);
  • одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического произведения (например, кинофильм или театральную постановку; запись художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как интерпретируется исходный текст.
  • на базовом уровне получит возможность узнать:
  • месте и значении русской литературы в мировой литературе;
  • произведениях новейшей отечественной и мировой литературы;
  • важнейших литературных ресурсах, в том числе в сети Интернет;
  • историко-культурном подходе в литературоведении;
  • историко-литературном процессе XIX и XX веков;
  • наиболее ярких или характерных чертах литературных направлений или течений;
  • ведущих писателей, значимые факты их творческой биографии, названия ключевых произведений, имена героев, ставших «вечными образами» или именами нарицательными в общемировой и отечественной культуре;
  • соотношении и взаимосвязях литературы с историческим периодом, эпохой.
  • изучения предмета «Родная литература» (по ФГОС)
  • результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:
  • духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
  • для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
  • результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:
  • понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
  • самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
  • работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
  • результаты выпускников основной школы состоят в следующем:
  • познавательной сфере:
  • ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов,
  • литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
  • связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
  • анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
  • в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейнохудожественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
  • элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
  • ценностно-ориентационной сфере:
  • к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
  • собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
  • интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
  • авторской позиции и свое отношение к ней;
  • коммуникативной сфере:
  • на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
  • пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
  • изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
  • эстетической сфере:
  • образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
  • русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
  • основных видов деятельности.
  • литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
  • творческое чтение художественных произведений разных жанров.
  • чтение.
  • виды пересказа.
  • наизусть стихотворных текстов.
  • принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.
  • текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.
  • языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно­тематического содержания произведения.
  • в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.
  • рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.
  • умения, навыки и способы деятельности.
  • предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций: поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;
  • сопоставление, классификация;
  • выполнение различных творческих работ;
  • устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
  • беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
  • монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
  • плана, тезисов, конспекта;
  • аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
  • для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
  • организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.                                               

 

 

  • программы 
  • ТЮТЧЕВ (3 часа)
  • «Не то, что мните вы, природа... », «Silentium!, «Цицерон», «Умом Россию не понять...», «Я встре­тил вас...», «Певу­честь есть в морских волнах...», «О, как убийственно мы любим!..», «Нам не дано предугадать...», «День и ночь», «Предопределение». по выбору. «Еще земли печален вид...», «Полдень», «Природа — сфинкс, и тем она верней...»
  • темы и идеи лирики. Лирика природы. Философская лирика. Любовная лирика.
  • связи: роль архаизмов в тютчевской ли­рике; пушкинские мотивы и образы в лирике Ф.И. Тютчева.
  • связи: пантеизм как основа тютчевской философии природы; песни и романсы русских композиторов на стихи Ф.И. Тютчева (С.И. Танеев, С.В. Рахманинов и др.).
  • опорные понятия: интеллектуальная лирика; лирический фрагмент.
  • анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
  • полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.
  • ФЕТ ( 5 часов)
  • «Шепот, робкое дыханье...», «Еще май­ская ночь...», «Заря прощается с землею...», «Я пришел к те­бе с приветом...», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежа­ли...», «Одним толчком согнать ладью живую...», «Я тебе ничего не скажу», «На Стоге сена ночью южной» и др. по выбору. «На стоге сена ночью южной», «На заре ты ее не буди...», «Это утро, радость эта...»,
  • пленительные Фета» (А.Жемчужников). Русская природа в лирике. Философские мотивы поэзии. Тема любви и образ возлюбленной в лирике.
  • связи: традиции русской романтической поэзии в лирике А.А. Фета; А. Фет и поэты радикально-демо­кратического лагеря (стихотворные пародии Д. Минаева).
  • связи: П.И. Чайковский о музыкальности лирики А. Фета.
  • опорные понятия: мелодика стиха; лирический образ-пере­живание.
  • анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
  • полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

 

  • планирование

1.Ф.И.Тютчева Основные темы и идеи лирики. Лирика природы.

2.Философская лирика Ф.И.Тютчева.

3.Любовная лирика Ф.И.Тютчева.

4.А.А.Фет

«Стихи пленительные Фета» (А.Жемчужников)

5.Русская природа в лирике А.А.Фета

6.Философские мотивы поэзии А.А.Фета

7.Тема любви и образ возлюбленной в лирике А.А.Фета

8-9. Сопоставительный анализ лирики Тютчева и Фета

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1.С. А. Зинин, В. И. Сахаров.Учебник для 10 класса общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В двух частях. М. «Русское слово». 2018 г.

2.И. Золотарева, Т. Михайлова «Поурочные разработки по русской литературе» 10 класс. М. «Вако» 2011 г.

3. Библиотека отечественной классической художественной литературы в 100 томах. «Дрофа». М. 2002 г.

 

 

[1]            

 

Категория: Рабочие программы | Добавил: makc
Просмотров: 732 | Загрузок: 29 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2025
Бесплатный хостинг uCoz