Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Ачитского городского округа
«Большеутинская средняя общеобразовательная школа»
Приложение к образовательной программе
МКОУ АГО «Большеутинская СОШ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Родная литература (русская)
10-11 класс
Учитель: Токарева Наталья Ивановна
с. Большой Ут, 2018г
Пояснительная записка
- программа по родной литературе среднего полного (общего) образования для 10 класса составлена на основе примерной программы основного общего образования по литературе для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения, авторской программы под редакцией С. А. Зинина и Чалмаева; Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом от 17.05 2012 № 413.
- учебная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта на базовом уровне; дает распределение учебных часов по разделам курса и определяет последовательность изучения разделов литературы с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор сочинений.
- Курс рассчитан на 8,5 часа в год, 0,25 учебных часа в неделю.
Цель учебного предмета «Родная литература»: формирование культуры читательского восприятия и достижение читательской самостоятельности обучающихся, основанных на навыках анализа и интерпретации литературных текстов.
Стратегическая цель предмета в 10–11-х классах – завершение формирования соответствующего возрастному и образовательному уровню обучающихся отношения к чтению художественной литературы как к деятельности, имеющей личностную и социальную ценность, как к средству самопознания и саморазвития.
Задачи учебного предмета «Родная литература»:
- опыт медленного чтения[1] произведений русской, родной (региональной) и мировой литературы;
- необходимым понятийным и терминологическим аппаратом, позволяющим обобщать и осмыслять читательский опыт в устной и письменной форме;
- навыком анализа текста художественного произведения (умение выделять основные темы произведения, его проблематику, определять жанровые и родовые, сюжетные и композиционные решения автора, место, время и способ изображения действия, стилистическое и речевое своеобразие текста, прямой и переносные планы текста, умение «видеть» подтексты);
- умения анализировать в устной и письменной форме самостоятельно прочитанные произведения, их отдельные фрагменты, аспекты;
- умения самостоятельно создавать тексты различных жанров (ответы на вопросы, рецензии, аннотации и др.);
- умением определять стратегию своего чтения; умением делать читательский выбор;
- Требования к уровню подготовки учащихся
- результате изучения учебного предмета «Родная литература» на уровне среднего общего образования:
- на базовом уровне научится:
- знание произведений русской, родной и мировой литературы, приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы;
- устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а именно:
- обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нем смыслы и подтексты);
- использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа;
- давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять две (или более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира произведения;
- анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и связей элементов художественного мира произведения: места и времени действия, способы изображения действия и его развития, способы введения персонажей и средства раскрытия и/или развития их характеров;
- определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении (включая переносные и коннотативные значения), оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости;
- анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определенных частей текста способствует формированию его общей структуры и обусловливает эстетическое воздействие на читателя (например, выбор определенного зачина и концовки произведения, выбор между счастливой или трагической развязкой, открытым или закрытым финалом);
- анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нем подразумевается (например, ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т.п.);
- следующую продуктивную деятельность:
- давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения, понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду);
- выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои собственные обоснованные интерпретации литературных произведений.
- на базовом уровне получит возможность научиться:
- историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических документов и т. п.);
- художественное произведение в сочетании воплощения в нем объективных законов литературного развития и субъективных черт авторской индивидуальности;
- художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.);
- одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического произведения (например, кинофильм или театральную постановку; запись художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как интерпретируется исходный текст.
- на базовом уровне получит возможность узнать:
- месте и значении русской литературы в мировой литературе;
- произведениях новейшей отечественной и мировой литературы;
- важнейших литературных ресурсах, в том числе в сети Интернет;
- историко-культурном подходе в литературоведении;
- историко-литературном процессе XIX и XX веков;
- наиболее ярких или характерных чертах литературных направлений или течений;
- ведущих писателей, значимые факты их творческой биографии, названия ключевых произведений, имена героев, ставших «вечными образами» или именами нарицательными в общемировой и отечественной культуре;
- соотношении и взаимосвязях литературы с историческим периодом, эпохой.
- изучения предмета «Родная литература» (по ФГОС)
- результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:
- духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
- для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
- результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:
- понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
- самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
- работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
- результаты выпускников основной школы состоят в следующем:
- познавательной сфере:
- ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов,
- литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
- связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
- анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейнохудожественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
- элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
- ценностно-ориентационной сфере:
- к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
- собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
- интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
- авторской позиции и свое отношение к ней;
- коммуникативной сфере:
- на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
- пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
- изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
- эстетической сфере:
- образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
- русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
- основных видов деятельности.
- литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- творческое чтение художественных произведений разных жанров.
- чтение.
- виды пересказа.
- наизусть стихотворных текстов.
- принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.
- текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.
- языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейнотематического содержания произведения.
- в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.
- рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.
- умения, навыки и способы деятельности.
- предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций: поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;
- сопоставление, классификация;
- выполнение различных творческих работ;
- устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
- беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
- плана, тезисов, конспекта;
- аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
- для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
- организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
- программы
- ТЮТЧЕВ (3 часа)
- «Не то, что мните вы, природа... », «Silentium!, «Цицерон», «Умом Россию не понять...», «Я встретил вас...», «Певучесть есть в морских волнах...», «О, как убийственно мы любим!..», «Нам не дано предугадать...», «День и ночь», «Предопределение». по выбору. «Еще земли печален вид...», «Полдень», «Природа — сфинкс, и тем она верней...»
- темы и идеи лирики. Лирика природы. Философская лирика. Любовная лирика.
- связи: роль архаизмов в тютчевской лирике; пушкинские мотивы и образы в лирике Ф.И. Тютчева.
- связи: пантеизм как основа тютчевской философии природы; песни и романсы русских композиторов на стихи Ф.И. Тютчева (С.И. Танеев, С.В. Рахманинов и др.).
- опорные понятия: интеллектуальная лирика; лирический фрагмент.
- анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
- полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.
- ФЕТ ( 5 часов)
- «Шепот, робкое дыханье...», «Еще майская ночь...», «Заря прощается с землею...», «Я пришел к тебе с приветом...», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...», «Одним толчком согнать ладью живую...», «Я тебе ничего не скажу», «На Стоге сена ночью южной» и др. по выбору. «На стоге сена ночью южной», «На заре ты ее не буди...», «Это утро, радость эта...»,
- пленительные Фета» (А.Жемчужников). Русская природа в лирике. Философские мотивы поэзии. Тема любви и образ возлюбленной в лирике.
- связи: традиции русской романтической поэзии в лирике А.А. Фета; А. Фет и поэты радикально-демократического лагеря (стихотворные пародии Д. Минаева).
- связи: П.И. Чайковский о музыкальности лирики А. Фета.
- опорные понятия: мелодика стиха; лирический образ-переживание.
- анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
- полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.
1.Ф.И.Тютчева Основные темы и идеи лирики. Лирика природы.
|
2.Философская лирика Ф.И.Тютчева.
|
3.Любовная лирика Ф.И.Тютчева.
|
4.А.А.Фет
«Стихи пленительные Фета» (А.Жемчужников)
|
5.Русская природа в лирике А.А.Фета
|
6.Философские мотивы поэзии А.А.Фета
|
7.Тема любви и образ возлюбленной в лирике А.А.Фета
|
8-9. Сопоставительный анализ лирики Тютчева и Фета
|
Список литературы:
1.С. А. Зинин, В. И. Сахаров.Учебник для 10 класса общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В двух частях. М. «Русское слово». 2018 г.
2.И. Золотарева, Т. Михайлова «Поурочные разработки по русской литературе» 10 класс. М. «Вако» 2011 г.
3. Библиотека отечественной классической художественной литературы в 100 томах. «Дрофа». М. 2002 г.
|