БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЙ VII ВИДА
┌──────────────┬────────────────────────────────────┬────────────┐
│Общеобразова- │ Число учебных часов в неделю │ Всего │
│тельные обла- ├──────────────────┬─────────────────┼──────┬─────┤
│сти │ начальная школа │ основная школа │ фед. │нац. │
│ ├─────┬──┬──┬───┬──┼──┬──┬───┬────┬──┤комп. │ - │
│ │подг.│I │II│III│IV│V │VI│VII│VIII│IX│ │рег. │
│ │ кл. │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │комп.│
├──────────────┼─────┼──┼──┼───┼──┼──┼──┼───┼────┼──┼──────┼─────┤
│ 1 │ 2 │ 3│ 4│ 5 │ 6│ 7│ 8│ 9 │ 10 │11│ 12 │ 13 │
├──────────────┼─────┼──┼──┼───┼──┼──┼──┼───┼────┼──┼──────┼─────┤
│I. Общеобразо-│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│вательные кур-│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│сы │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
├──────────────┼─────┼──┼──┼───┼──┼──┼──┼───┼────┼──┼──────┼─────┤
│Родной язык и │ 5 │ 6│ 6│ 6 │ 6│ 6│ 6│ 5 │ 4 │ 4│ - │ 54 │
│литература │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
├──────────────┼─────┼──┼──┼───┼──┼──┼──┼───┼────┼──┼──────┼─────┤
│Русский язык │ 2 │ 2│ 2│ 2 │ 2│ 2│ 2│ 2 │ 2 │ 2│ 20 │ │
│как государ- │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ственный <*> │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
├──────────────┼─────┼──┼──┼───┼──┼──┼──┼───┼────┼──┼──────┼─────┤
│Иностранный │ │ -│ -│ - │ -│ 2│ 2│ 2 │ 2 │ 2│ 10 │ │
│язык │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
├──────────────┼─────┼──┼──┼───┼──┼──┼──┼───┼────┼──┼──────┼─────┤
│Математика │ 3 │ 4│ 5│ 5 │ 5│ 5│ 5│ 5 │ 5 │ 5│ 47 │ │
├──────────────┼─────┼──┼──┼───┼──┼──┼──┼───┼────┼──┼──────┼─────┤
│Информатика │ │ -│ -│ - │ -│ 1│ 1│ 1 │ 1 │ 1│ 5 │ │
├──────────────┼─────┼──┼──┼───┼──┼──┼──┼───┼────┼──┼──────┼─────┤
│Природоведение│ - │ -│ -│ 2 │ 2│ -│ │ │ │ │ 3 │ 1 │
├──────────────┼─────┼──┼──┼───┼──┼──┼──┼───┼────┼──┼──────┼─────┤
│Физика и аст- │ - │ -│ -│ - │ -│ -│ -│ 2 │ 2 │ 2│ 6 │ │
│рономия │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
├──────────────┼─────┼──┼──┼───┼──┼──┼──┼───┼────┼──┼──────┼─────┤
│Биология │ │ │ │ │ │ 2│ 2│ 2 │ 2 │ 2│ 9 │ 1 │
├──────────────┼─────┼──┼──┼───┼──┼──┼──┼───┼────┼──┼──────┼─────┤
│География и │ - │ -│ -│ - │ -│ -│ 2│ 2 │ 2 │ 2│ 6 │ 2 │
│экология │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
├──────────────┼─────┼──┼──┼───┼──┼──┼──┼───┼────┼──┼──────┼─────┤
│Химия │ │ │ │ │ │ │ │ │ 3 │ 2│ 5 │ │
├──────────────┼─────┼──┼──┼───┼──┼──┼──┼───┼────┼──┼──────┼─────┤
│История и об- │ │ │ │ │ │ 2│ 2│ 2 │ 2 │ 3│ 8 │ 3 │
│ществоведение │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
├──────────────┼─────┼──┼──┼───┼──┼──┼──┼───┼────┼──┼──────┼─────┤
│Введение в │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ 1│ 1 │ │
│экономику │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
├──────────────┼─────┼──┼──┼───┼──┼──┼──┼───┼────┼──┼──────┼─────┤
│Изобразитель- │ 2 │ 1│ 1│ 1 │ 1│ │ 1│ 1 │ 1 │ -│ 7 │ 2 │
│ное искусство │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│и черчение │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
├──────────────┼─────┼──┼──┼───┼──┼──┼──┼───┼────┼──┼──────┼─────┤
│Музыка и пение│ 2 │ 1│ 1│ 1 │ 1│ │ │ │ │ │ 4 │ 2 │
├──────────────┼─────┼──┼──┼───┼──┼──┼──┼───┼────┼──┼──────┼─────┤
│Физкультура │ 2 │ 2│ 2│ 2 │ 2│ 2│ 2│ 2 │ 2 │ 2│ 17 │ 6 │
├──────────────┼─────┼──┼──┼───┼──┼──┼──┼───┼────┼──┼──────┼─────┤
│II. Трудовая │ │ 2│ 2│ 2 │ 2│ 2│ 2│ 2 │ 2 │ 2│ 12 │ 6 │
│подготовка │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
├──────────────┼─────┼──┼──┼───┼──┼──┼──┼───┼────┼──┼──────┼─────┤
│III. Коррекци-│ 2 │ 2│ 2│ - │ -│ -│ -│ - │ - │ -│ 5 │ 1 │
│онная подго- │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│товка │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│а) коррекцион-│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ные курсы │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│- ознакомление│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│с окружающим │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│миром и разви-│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│тие речи │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│- ритмика │ 2 │ 1│ 1│ 1 │ 1│ │ │ │ │ │ 4 │ 2 │
├──────────────┼─────┼──┼──┼───┼──┼──┼──┼───┼────┼──┼──────┼─────┤
│б) обязатель- │ │ │ 1│ 1 │ 2│ 2│ 2│ 2 │ 2 │ 2│ │ 14 │
│ные индивиду- │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│альные и груп-│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│повые коррек- │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ционные заня- │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│тия <**> │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
├──────────────┼─────┼──┼──┼───┼──┼──┼──┼───┼────┼──┼──────┼─────┤
│IV. Обязатель-│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ные занятия по│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│выбору │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
├──────────────┼─────┼──┼──┼───┼──┼──┼──┼───┼────┼──┼──────┼─────┤
│Итого: обяза- │ 20 │21│23│23 │24│26│29│30 │ 32 │32│ 169 │ 91 │
│тельная наг- │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│рузка обучаю- │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│щегося │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
├──────────────┼─────┼──┼──┼───┼──┼──┼──┼───┼────┼──┼──────┼─────┤
│V. Факульта- │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│тивные занятия│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
├──────────────┼─────┼──┼──┼───┼──┼──┼──┼───┼────┼──┼──────┼─────┤
│Всего: макси- │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│мальная наг- │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│рузка обучаю- │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│щегося │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
└──────────────┴─────┴──┴──┴───┴──┴──┴──┴───┴────┴──┴──────┴─────┘
--------------------------------
<*> Русский язык как государственный язык Российской Федерации в учреждениях с нерусским языком обучения.
<**> На обязательные индивидуальные и групповые коррекционные занятия на одного обучающегося или группу отводится 15 - 25 мин. учебного времени, в том числе на класс:
Подг. кл.
|
I
|
II
|
III
|
IV
|
V
|
VI
|
VII
|
VIII
|
IX
|
|
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
4
|
4
|
4
|
4
|
4
|
|
35
|
Часы, отведенные на обязательные занятия по выбору и факультативные занятия, относятся к школьному компоненту и дополняют образовательные области по усмотрению учреждения.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К БАЗИСНОМУ УЧЕБНОМУ ПЛАНУ СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ VII ВИДА
1. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения VII вида и специальные (коррекционные) классы VII вида в общеобразовательных учреждениях осуществляют образование обучающихся в объеме начального и основного общего образования.
2. Продолжительность обучения - 9 - 10 лет: в начальное школе 4 года (с подготовительным классом - 5 лет); в основной школе - 5 лет.
3. Обучение в специальном (коррекционном) учреждении VII вида может ограничиваться начальными классами. В начальную школу этого типа могут переводиться обучающиеся из общеобразовательного учреждения.
4. По окончании начальных классов психолого - медико - педагогическая комиссия учреждения, учитывая индивидуальные особенности каждого обучающегося, рассматривает вопрос о его переводе в общеобразовательное учреждение по месту жительства. В случае выявления у обучающегося тяжелой формы задержки психического развития (например, задержки психического развития церебрально - органического генеза) рассматривается вопрос о продолжении обучения его в данном специальном (коррекционном) учреждении.
5. Открытие XI - XII классов в специальном (коррекционном) учреждении VII вида возможно по согласованию с органами управления образования преимущественно с целью профессиональной подготовки обучающихся.
6. Специфический коррекционный курс "Ознакомление с окружающим миром и развитие речи" вводится в подготовительном, I и II классах вместо курса "Окружающий мир".
7. В базисный учебный план начального общего образования (I - IV классы) в зависимости от состава обучающихся возможно включение часов на учебный предмет "Речь и культура общения", который может рассматриваться как специфический для данного вида специального (коррекционного) образовательного учреждения.
8. Введение в качестве обязательного учебного предмета "Ритмика" (2 часа в неделю в подготовительном классе и 1 час в неделю в I - IV классах) обусловлено необходимостью коррекции отклонений в развитии моторной и речемоторной деятельности обучающихся.
9. В целях более успешного продвижения в общем развитии отдельных обучающихся, коррекции недостатков их психического развития, а также ликвидации имеющихся или предупреждения возможных пробелов в знаниях вводятся коррекционные групповые и индивидуальные занятия.
10. В связи с наличием у некоторых обучающихся выраженных локальных недостатков (аграфия, акалькулия) предусматривается возможность их перевода в следующий класс при неполном овладении программой по предмету, освоение которого затрудняет локальный дефект.
11. Базисный учебный план начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития составлен с учетом решения двух основных задач:
1) сформировать основы функциональной грамотности и основные умения и навыки учения и общения, дать обучающимся начальные представления об отечественной и мировой культуре;
2) как можно полнее скорригировать отставание в развитии обучающихся, ликвидируя пробелы в знаниях и представлениях об окружающем мире, характерные для этих обучающихся, и преодолеть недостатки, возникшие в результате нарушенного развития, включая недостатки мыслительной деятельности, речи, моторики, пространственной ориентировки, регуляции поведения и др. Соответственно, базисный план состоит из нескольких разделов. Поскольку неполноценность, фрагментарность представлений об окружающем мире и недостатки речевого развития являются характерными для обучающихся этой категории, вместо курса "Окружающий мир" в I и II классах вводится курс "Ознакомление с окружающим миром и развитие речи", имеющий коррекционное значение и направленный на формирование знаний и полноценных представлений об окружающем мире, развитие речи обучающихся на основе приобретаемых знаний, а также на формирование и развитие у них основных умственных операций и действий. При наличии подготовительного класса этот курс вводится в нем.
12. Количество часов, отводимое родному и русскому языкам, увеличено по сравнению с базисным учебным планом общеобразовательных учреждений за счет введения раздела пропедевтики обучения грамоте.
13. То же самое относится к математике, поскольку у многих обучающихся с задержкой психического развития не сформированы элементарные математические представления, обычно складывающиеся у нормально развивающихся старших дошкольников даже без специального обучения.
14. Индивидуально - групповые коррекционные занятия оказываются за пределами максимальной нагрузки обучающихся. Однако указанное количество недельных часов (3 часа), отводимых на эти занятия в каждом классе, входит в нагрузку не каждого отдельно обучающегося соответствующего класса, а учителя. На долю же каждого обучающегося приходится в неделю от 15 до 30 минут, поскольку занятия ведутся индивидуально или в маленьких группах (из 2 - 3 обучающихся), укомплектованных на основе сходства корригируемых недостатков.
15. Все обучение в начальных классах имеет коррекционно - развивающий характер. Индивидуально - групповые коррекционные занятия дополняют эту коррекционно - развивающую работу, будучи направленными на преодоление некоторых специфических трудностей и недостатков, характерных для отдельных обучающихся.
16. Базисный учебный план V - IX классов специальных (коррекционных) учреждений VII вида предусматривает овладение знаниями в объеме базового ядра обязательных учебных курсов, единых для общеобразовательных учреждений Российской Федерации. Кроме того, предусматривается трудовая подготовка по разным видам деятельности, выбираемым учреждением в соответствии с региональными и местными условиями, а также коррекция недостатков в развитии и индивидуальная и групповая коррекционная работа, направленная на преодоление трудностей в овладении отдельными предметами.
17. В качестве обязательных занятий по выбору предпочтительно использовать курсы, способствующие социализации обучающихся (например, "Речь и общение", "Обеспечение безопасности жизнедеятельности"), а также такие занятия, которые, помимо своего прямого назначения, способствуют преодолению недостатков развития (например, "Изобразительная деятельность", "Прикладное искусство" или дополнительные занятия по трудовой подготовке).
18. При организации образовательного процесса в X - XII классах специального (коррекционного) учреждения VII вида используется базисный учебный план общеобразовательных учреждений.
|